2 младшая группа - «Почемучки» МАОУ детский сад №49 «Веселые нотки» (4 корпус), г.Тольятти, Самарская обл.
Советы педагога по физической культуре«Школа мяча» (методические рекомендации по обучению детей 4 – 6 лет действиям с мячом)Подготовка детей к школе длительный и сложный и сложный процесс, связанный с умственным, физическим и социальным развитием ребёнка. Освоение навыков «школы движений» являются важнейшими задачами, стоящими перед воспитателями и организаторами физического воспитания. Построение работы по регламентированной «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1986 г.) неизбежно приводит к однообразию форм и методов воспитания, ограничивает возможность педагогического творчества. С 1995 года дошкольное учреждение строит свою физкультурно-оздоровительную работу на основе авторской работы В.Г. Алямовской (Нижний Новгород). Обследуя, детей по 10 показателям физическую подготовленность детей, было отмечено большое отставание в овладении действиями с мячом и как следствие слабость мелких пальцев рук. Обследование развития мелкой моторики подтвердило высказывание Н.И. Бернштейна о том, что общая моторика развития лучше, чем мелкая. Это связано с отставанием созревания пирамидальной системы, которая отвечает за точные движения. Это проблема была обсуждена на педсовете и было принято решение уделить ей внимание. На основе высказываниц учёных (П.Р. Лесгафт, Ф. Фребеля, Э.И. Адашкявичене идр.) о значении мяча в развитии ребёнка и был начат эксперимент. Рабочая гипотеза: действия с мячом развивает общую моторику и координацию движений кисти руки. Обследование психомоторного развития в сентябре 2000 года, позволяет сделать вывод как о позитивных результатах в развитии общей и мелкой моторики, так и обозначить некоторые проблемы в ходе экспериментальной работы. 1. За 3 месяца с июня по август снижены качественные показатели у детей, отсутствующих в летне-оздоровительный период. Это связано с особенностями морфофункционального созревания детского организма (подтверждается исследование Бальсевича). 2. Отличается большой разброс качественных показателей у детей одного возраста (без учёта пола), так в 2-х старших группах из 15 детей – 15 справились с заданиями, а в другой группе этого же возраста, 6 детей остаются на низком уровне. 3. Возвращение к режиму действия с мячом позволило снова получить позитивные результаты в развитии пальцев рук. За отчётный период с 09.2000 по 02.2001 г. обучение действий с мячом продолжалась в том же режиме, т.е. 2 раза неделю кружковые занятия и 1 раз в неделю – организованное занятие. Получены следующие результаты (см. приложение №1). Необходимо отметить тот факт, что наибольшую динамику роста качественных показателей в развитии мелкой моторики пальцев рук показывают дети, хорошо владеющие действиями с мячом. Получить позитивные результаты позволяет оформление зон «Школа мяча», где обозначен класс и упражнение, которое ребёнок должен усвоить. П.Р. Лесгафт писал: «Голова должна управлять ногами». Дети выполняют упражнения по изображению и только после определённых трудностей воспитатель приходит на помощь, т.е. показывает последовательность выполнения упражнения. Переход из класса в класс возможен при правильном выполнении упражнения без ошибок не менее 5 – 10 раз (в зависимости от возраста). Поддерживать интерес к упражнениям помогают как игровые приёмы, так и мотив перехода в следующий класс. Дети самостоятельно придумывают новые упражнения и обучают им друг друга. За отчётный период разработаны конспекты занятий, дифференцировано для каждого возраста. Двигательный опыт в действиях с мячом позволил перейти к 3 этапу – обучение детей народным играм. Так дети усвоили игры: «Штандер» и «Круговая лапта»; подготовленные приступили к знакомству игры «Русская лапта». Успех работы во многом зависит и от материальной базы: наличие мячей разных размеров (от 5 до 25 см) на каждого ребёнка, как в зале, так и в двигательных зонах. Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
Один из показателей нормального физического развития детей – это гармоническое развитие костей и мускулатуры, внешне выраженное в правильной осанке. Нарушение осанки свидетельствует о неравномерном развитии мышц спины и других групп мышц. Круглая спина (сутулость), плоская спина (прямая, как доска), впалая грудь, резко выраженный поясничный прогиб и другие дефекты осанки говорят о неустойчивости позвоночника, ослаблении мускулатуры. Чаще всего эти дефекты называют искривлением позвоночника. Искривление позвоночника могут быть следствием недостаточности движений в жизни ребёнка, неправильного питания, утомляемости, результатом перенесённого заболевания (рахит, полиомиелит). Такому нарушению осанки могут также способствовать неправильное сидение за столом, за партой, неправильное ношение тяжестей и т.д. Для предупреждения подобных нарушений важное значение имеют упражнения, улучшающие физическое развитие, а также воспитывающие у ребёнка правильное положение тела и обеспечивающие частичную «разгрузку» позвоночника. Приводим комплекс таких упражнений (см. рисунок). При занятиях гимнастикой нужно соблюдать следующие правила: 1. Заниматься физическими упражнениями надо ежедневно. В регулярных занятиях – залог успеха. 2. Длительность занятий – в начале 15 – 20 минут, в дальнейшем – 30 – 35 минут. 3. Заниматься можно в любое время дня: через полтора – два часа после еды и за полтора – два часа до их сна. 4. Перед занятиями надо обязательно проветрить помещение, окно или форточку надо открывать за 10 минут до начала занятий (даже зимой). 5. В тёплое время года лучше всего заниматься на свежем воздухе. 6. Перед занятиями следует освободить кишечник и мочевой пузырь. 7. Во время занятий нужно дышать только через нос – глубоко и равномерно. Ни в коем случае нельзя задерживать дыхание и тужиться. Когда на рисунке изображён знак «+» (плюс) нужно делать вдох, если «- » (минус), то выдох. 8. Одежда для занятий должна быть лёгкой, не стесняющей движений. Лучше всего – одни трусы. 9. После занятий рекомендуется обтереть тело: в первые дни – немного подогретой водой, в дальнейшем – водой комнатной температуры. После обтирания тщательно вытереть тело. 10. При назначении упражнений выписываются две цифры: числителем указываются упражнения, которые рекомендуются, знаменателем – количество повторений упражнений. Комплексы дыхательной гимнастики. «ЧАСИКИ» – И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу. Размахивая руками прямыми вперёд и назад, говоря: «Тик – так» 10 –12 раз. «ТРУБАЧ» – И.П. – сидя на стуле, кисти сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произ. «Ф-Ф-Ф-Ф». 4–5 раз. «ПЕТУХ» – И.П. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бёдрам и выдыхая гов.: «Ку-ка-ре-ку»5-6 раз «ПАРАВОЗ» – И.П. – руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая переменные движения руками, гов.: «Чух-чух-чух».20 – 30 сек. «НАСОС» – И.П. – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох /при выпрямлении/ и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произ.: «С-с-с» /руки скользят вдоль туловища/. 6 – 8 раз. «РЕГУЛТРОВЩИК» – И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, одна рука вверху, другая отведена назад. Вдох, поменять положение удлинённым выдохом и произ.: «Р-р-р» 5 – 6 раз. «ЛЫЖНИК» – И.П. – ноги полусогнутые и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос и приоз.:«М-м» 1,5 – 2 мин. «ГУСИ» – И.П. – основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки в стороны, на выдох – опустить вниз с длительным произ.: «У-у» 1 – 2 мин. «СЕМАФОР» – И.П. – сидя ноги вместе. Поднять руки в стороны. На выдох – опустить вниз с длительным произ.: «С-с-с». «КАША КИПИТ» – И.П. – сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опуская грудь – выдыхая воздух, выпячивать живот – выдох. На выдох произ.: «Ш-ш-ш». 5 – 6 раз. «ПАРТИЗАНЫ» – И.П. – стоя, в руках палка «ружьё». Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6 – 8 шагов – медленный выдох с произ.: «Ти-ш-ш-ше». 1,5 мин. «ЁЖИК» – И.П. – сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и вытянуть – подтянуть их к груди, медленный выдох на звук «Ф-ф-ф», выпрямить ноги – вдох. 4 – 5 раз. «ШАР ЛОПНУЛ» – И.П. – ноги слегка расставить, руки внизу. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш».5 – 6 раз. «МАЯТНИК» – И.П. – ноги на ширине плеч. наклон туловища в стороны со звуком «У-у-у» ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКАПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ1. И.П.- стоя у стены перед зеркалом, руки вдоль туловища. Принять правильную осанку, касаясь стены лопатками, ягодицами, пятками. Голова в положении, обеспечивающем нахождение угла глазницы и верхнего края слухового прохода на горизонтальной линии. 2. Стоя, руки вдоль туловища, положение правильной осанки. Попеременно отставляя правую (левую) ногу в сторону поднятой вверх руки, приподняться на носки (вдох), посмотреть на кисти, опускаясь отвести руки через стороны в и.п., приставить ногу (выдох), голова в и.п. 3. Стоя, ноги на ш.п., руки вдоль туловища. Поднимая руки вперёд до горизонтали, присесть, сохраняя (равновесие) правильное положение головы и спины (выдох), и.п. 8 – 10 раз медленно. 4. Лёжа на спине, руки вдоль туловища, ладони к полу. Поднять прямые ноги вверх, развести их, соединить, и.п. 10 – 12 раз ср.т. 5. Лёжа на животе, руки, на поясе. Поднять голову, напрягая мышцы спины, разогнуть корпус, сводя лопатки отвести плечи назад, грудная клетка и стопы (ноги прямые) отрываются от пола, на высоте напряжения дыхания, дыхание задерживается, возвращаясь в и.п., расслабиться. 6. Лёжа на животе, ладонь одной кисти лежит на тыле другой, подбородок на тыльной поверхности кисти. Приподнять выпрямленные ноги, развести их, свести и опустить в и.п., повернуть голову на бок (щекой к кисти), полностью расслабиться. 6 – 8 раз медленно. 7. Лёжа на спине, руки вдоль туловища, ладони к полу «Велосипед». 8. Лёжа на спине, руки за голову, ноги фиксировать. Переходя в положение сидя, удерживать спину прямой, опуститься в и.п., расслабиться. 8 – 10 раз медленно. 9. Коленно-кистевое. Одновременно поднять прямые руку, левую ногу до горизонтали, и.п., то же левой рукой, правой ногой. 6 – 8 раз, средний темп. 10. Стоя, мешочек на голове. Ходьба с сохранением правильной осанки. 1-2 мин. 11. Стоя, руки вдоль туловища. Попеременно отставлять правую (левую) ногу в сторону, поднять руки вверх, приподняться на носки, опуская руки через стороны, приставить ногу, и.п. Справочник «Лечебная физическая культура» под редакцией профессора В.А.Епифанова.с 410. 24 ноября 2021 в 22:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.